пятница, 04 сентября 2009
Режиссер: Алекс Ван Вармердам (Alex van Warmerdam)
Оператор: Том Эрисман
Сценарий: Отакар Вотоцек, Алекс Ван Вармердам
Продюсер: Воутер Барендрехт, Тон Шиппер, Марк Ван Вармердам
Композитор: Алекс Ван Вармердам
Художник: Мигель Лоаез Пелигрин
В ролях: Лаура Кепеда, Кармело Гомес, Халина Рейн, Якоб Дервиг, Эльвира Мингес, Тереза Берганца, Йохан Лейзен…
Описание: Вам читали в детстве сказки братьев Гримм? Однажды брат и сестра заблудились в темном-претемном лесу...
Этот фильм начинается так же. Правда, брату и сестре уже под тридцать, они, очевидно, любят друг друга не только платонически, и вообще, "Новые сказки братьев Гримм" меньше всего предназначены для детей. Мрачные пейзажи в стиле Тима Бертона и случайно-бессмысленное насилие в духе "Прирожденных убийц" – это всего лишь фон для беспросветного юмора, аналогов которому и не найти.
Комедия роуд-муви, сказка, триллер, и фильм ужасов одновременно – такой коктейль намешал режиссер Алекс Ван Вармердам. Причем если до этого он позволял себе недобро подшучивать только над соотечественниками, то в "Гримм" он выходит за "национальные" рамки – хорошенько досталось испанцам. К ним Якоб и Мари попадают по сказочному тоннелю, на одном конце которого – мрачные голландские пейзажи, а на другом – "горячая Испания, где подают холодный суп", как сказано в фильме. Надеясь найти там своего дядюшку, они обнаруживают только его труп. При этом Мари влюбляется в хирурга Диего, Якоб ревнует, пытается соблазнить его сестру, провоцирует ссору. В итоге – никто в этой истории не остался безнаказанным...Рецензия Виталия Трофимова
читать дальшеФильм "Новые сказки братьев Гримм", участник МКФ в престижном Сан-Себастьяне, по жанру близок к роуд-муви (с элементами кровавого триллера и вестерна) и снят режиссером Алексом ван Вармердамом, чей творческий почерк уникален и который в каждой новой картине оригинален. Умение лаконично изложить историю – дар, не слишком свойственный кино Голландии, но Вармердам владеет им безукоризненно. В отличие от Йоса Стеллинга, своего знаменитого коллеги по киноцеху, Вармердама всегда интересовали не маргиналы, а средний класс, психология обывателя. Яркие реалистические зарисовки нравов жителей пригородов содержат у него бомбу замедленного действия, способную в клочья разорвать привычный распорядок вещей. За благопристойным фасадом в его фильмах всегда кипят нешуточные страсти, а шизофренические герои склонны к неконтролируемому насилию. Начиная с первой ленты "Авель"(1986), режиссер обратил внимание на судьбы странных отшельников, бегущих от приземленного мира в страну своих причудливых фантазий. Поэтому его обращение к жестоким сказкам братьев Гримм (cказка о Хансе и Гретель) закономерно. При этом чуткий художник через нагромождение натуралистических подробностей из жизни обывателей умеет обнаружить символическое значение и абсурд их бытия. Подобно своему голландскому коллеге Стеллингу режиссер практически обходится без диалогов для изображения чудаковатых героев, страдающих или аутизмом, или шизофренией в легкой степени. Их нерешенные сексуальные проблемы постоянно порождают комичные ситуации, изящно обыгрываемые режиссером в традициях английского черного юмора. Но, сочетая в своем творчестве гиперреализм и черный юмор, он постоянно демонстрирует любовь к слабым мира сего и насмешку над провинциальными традициями жителей страны тюльпанов.
Но если в своих лучших фильмах 90-х годов ("Северяне" и "Маленький Тони") герои были погружены в замкнутое пространство Дома, то в этом фильме они путешествуют и даже попадают в солнечную Испанию. Хотя для Вармердама Испания очень условна. Она в основном сводится к дому (с бассейном) хирурга-каннибала Диего (Кармело Гомес) и брошенным декорациям, предназначенным для съемок очередного "мексиканско-техаского" вестерна. Великовозрастные герои (брату Якобу и сестре Мари явно под тридцать) любят друг друга совсем не платонически, но родители изгоняют их в темный лес совсем не за это, а из-за нежелания кормить нахлебников. Дегенеративный Якоб (Якоб Дервиг) в поисках пропитания тут же убивает хозяйскую собаку крестьянина, за что тот вынуждает его под дулом ружья ублажать в постели раскормленную плоть своей женушки. Если убийство этих двух крестьян еще как-то обусловлено (хотя бы протестом против насилия над личностью), то последующие убийства (любителя потрахать Мари и женщины в туалете) бессмысленно серийны. Они подобны постоянной нелепой гримасе на глуповатом лице Якоба. Да и в горячей Испании героев ждет совсем неласковый прием. Нравы дома Диего пришлись бы по вкусу великому сюрреалисту Луису Бунюэлю. В нем кроме хозяина Диего живут: сестра-инвалидка, лысый мажордом и африканская служанка с необъятными формами. Есть в нем и некая тайная комната, в которой творятся всякие непотребства. Барочные до ядовитости образы семьи излучают кафкианский абсурд, неожиданно приправленный южным темпераментом. Домочадцы терпят Мари (Халина Рейн), ставшую женой Диего, и изводят непокорного Якоба, не желающего играть по правилам хозяина. Мари привносит в эту обитель зла голландскую чувственность раскормленной барыни, но в итоге и она вынуждена бежать из-под стражи, чтобы не лечь под скальпель хирурга, как это уже сделал ее любимый братец. Чтобы Якоб не слишком проявлял свою строптивость, ему под наркозом безжалостно удалили почку. Бегство из дома Диего приводит парочку на покинутую съемочную площадку, где гуляют лишь ветер, поднимающий периодически пыльные бури, и два ослика (черный и белый), но нет Спасителя. Вообще, в безблагодатном мире Вармердама нет места святым, а правит исключительно человеческое вожделение. Темные дела у него вершатся не только в мрачных лесах (как в картине "Северяне"-лучшей ленте этого замечательного "сказочника"), но и на ярком солнце. Режиссер зачарован смертью, она у него сладостна, как оргазм. Недаром, так картинно (от стрелы, пронзившей его сердце) умирает злодей Диего. Возможно, он впервые в жизни полюбил свою жертву, но предмету его страсти далеко до девы Марии. Она причудливо сочетает невинность с инфернальностью подобно героине Катрин Денев из фильма "Тристана" Луиса Бунюэля. Когда-то его ненасытные женские типажи из "Маленького Тони" (1998) и "Северян" (1992) в своей гротескности спорили со знаменитой Сарагиной из "8 1/2" Феллини. И сестра Мари любит секс, но в этом она, конечно, уступает жене крестьянина (первой жертве наших пилигримов). В финале брата и сестру ждет возвращение в Нидерланды, где есть свиньи, коровы и свое "особое очарование буржуазии".
В фильме "Новые сказки братьев Гримм" разность психологий Севера и Юга достигает апогея и красочный фильм как бы закругляет болезненую тему, интерес к которой периодически проявлялся на протяжении веков. В конце XX века он был усилен окончательно крахом идей традиционализма, о верности которым заявляли многие философы века-волкодава: от Генона до Дугина. Впрочем, мрачные голландские пейзажи первой половины ленты хотя и сменяются горячим зноем Испании, но суп там подают почему-то исключительно холодным. А какой же голландец обойдется без горячего супа!Для меня одним словом - херня. О_о
очередной стремный артхаус. Не оценила.
@темы:
арт-хаус,
драма